Дата обновления сайта: 11.12.2017

Поисковое движение "Воин"

ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ В МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» ГОРОДА ВЕЛИЖА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Одними из приоритетных направлений деятельности и задач нашего образовательного учреждения  (МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа) являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательной программы школы, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Формирование личности учащихся происходит через нравственное, интеллектуальное, правовое, художественное, трудовое, патриотическое воспитание. Выделим из этого перечня понятие «патриотическое воспитание» – любовь к окружающей природе, Родине, семье…

    Заниматься патриотическим воспитанием сегодня – дело не простое. Совсем не так, как в 80-е годы, когда все было ясно и понятно, что наша Родина – самая свободная и справедливая, когда путь молодого человека был предопределен: от октябренка до комсомольца. Не существует ни одного универсального рецепта, как воспитать настоящего гражданина, любящего свою Родину. Патриотизм по своей природе – явление глубокое, социальное, которое представляет собой важнейшую грань  жизни общества, источник его существования и развития. Не смотря на то, что  сегодня на первый план в обществе вышло стремление к собственной выгоде и престижу, необходимо все же ориентироваться на воспитание подростков, готовых приносить пользу другим, обществу, человечеству. Поэтому возникла необходимость поиска новых форм воспитательной работы с подростками. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма – важнейшее условие возрождения России как великой державы.

   Существует много направлений гражданско-патриотического воспитания молодежи. По нашему мнению, не смотря на их значимость, ведущее направление принадлежит поисковому движению. Так как поисковики на сегодняшний момент – единственная сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. Последнее десятилетие произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создает все условия для развития личности. Работая в поисковом отряде, подросток приобретает опыт любви к Отечеству. Это вовсе не значит, что он сможет логично  изложить свою точку зрения на вопросы  гражданского долга интернационализма. Как правило, поисковики – это ребята, которые не умеют хорошо и складно говорить. Гораздо важнее, что они умеют чувствовать. В поисковом движении России значительную роль играют отряды, созданные в образовательных учреждениях.

   В МБОУ «Средняя школа №2» города Велиж действует поисковый отряд «Воин», в настоящее время в его составе 25 обучающихся школы и 10 выпускников разных лет и взрослых людей. Командиром поискового отряда «Воин» на протяжении десятка лет является учитель истории и обществознания, бывший директор школы Гренко Александр Иванович.

        фото 1

    Поисковики - это люди разных профессий, возраста, национальностей, но среди них особое место и роль занимают – подростки. В поисковый отряд входят учащиеся школы с 14лет (7-11-х классов). Для того чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти определенный путь отбора, овладеть необходимыми знаниями, определенными умениями и навыками. Для этого существует в образовательном учреждении двухгодичная программа «Курса молодого бойца для членов поисковых отрядов учреждений образования» (по 240 часов  на каждый год обучения). Критериями отбора являются высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы. При вступлении в поисковый отряд учащиеся пишут заявление, принимают обязательства, в которых они пишут, что готовы продолжать дело по увековечиванию памяти защитников Отечества, павших в годы Великой Отечественной  войне (1941-1945) и захоронению останков павших воинов. Заявления и обязательства должны быть заверены подписями родителей. Помимо этого  учащиеся предоставляет справку с больницы о состоянии здоровья. Поисковик должен владеть туристическими навыками (умение ориентироваться на местности, работать с картами, организовать  проживание в полевых условиях и т.д.), уметь оказать первую медицинскую помощь, обладать первоначальными знаниями в области анатомии человека. Необходимо приобрести личное снаряжение: спальники, походные коврики, средства личной гигиены, индивидуальная посуда, непромокаемая одежда, парадная форма (для торжественных мероприятий), лопата, перчатки (резиновые и тканевые), индивидуальные медицинские средства.

    15 февраля в школе отмечается День поисковика, на котором подводятся итоги работы за год, принимаются новые ребята в состав поискового отряда «Воин».

фото2 и 2_1

   Ежегодно поисковый отряд «Воин» принимает участие в районной, межрегиональной «Вахте Памяти».

  Целью проведения «Вахт Памяти» является, прежде всего, популяризация идей поискового движения как составной части системы воспитания гражданственности и патриотизма в молодежной среде, более широкое привлечение молодежи к проведению мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Обучение на практике молодых поисковиков, в частности школьников, правилам и методике поисковой работы, проведению поисковых, исследовательских и эксгумационных работ (до 18 лет запрещено заниматься, это делают взрослые  на местах сражений, проходивших в 1941-1943 гг.) способствует формированию у учащихся ценностного отношения к истории своего народа, к окружающей среде, природе, коллективу, своему месту в жизни. Так, что известное словосочетание «Вахта Памяти» имеет глубокий смысл для любого поисковика: это поисковые экспедиции, в которых выявляются неизвестные воинские захоронения и непогребённые останки, устанавливаются имена погибших или имена пропавших без вести.  Помимо этого в течение 10-11 дней проводятся различные конкурсы или мероприятия: конкурсы отрядных мест, боевых листков, кулинарный конкурс, соревнование по спорту, «тропа поисковика», конкурс военной песни. Организуются для поисковиков практические занятие по «Курсу молодого бойца», как вести себя в поле, в лесах, как работать с поисковыми инструментами, как обрабатывать находки, что делать при обнаружении взрывоопасных предметов? Что это такое – жизнь лагерем в лесу, с дождями, жарой, холодом, комарами, с перловой кашей, приготовленной на костре?            Всегда торжественно проходят открытие и закрытие «Вахты Памяти». И, конечно, главным мероприятием, завершающим «Вахту Памяти», является захоронение останков советских воинов, обнаруженных в ходе поисковых работ со всеми воинскими, христианскими, гражданскими почестями. Каждый день на Вахте расписан очень четко: с утра занятия по поисковой подготовке. После этого поисковые работы на местности, вечером конкурсы или соревнования, в конце дня проводится собрание командиров. Каждый вечер с поисковики зажигают свечи у «времянки» - месте, где находятся солдаты, поднятые в ходе поисковых экспедиций в период проведения «Вахты Памяти». 

   фото 3

  Это не секрет, что сначала подростка привлекает романтика: палаточная жизнь, ночные костры, песни под гитару, новые знакомства и возможность увидеть интересные места. А так же это возможность проверить себя на силу воли, выносливость, чувство ответственности и дружбы. И не удивительно, когда в предварительных анкетах ребята указывают, что «Вахта памяти» для них - это возможность провести время вдалеке от дома, попутешествовать. Но это только сначала. Но потом появляются и другие ответы: такие например: А.Романенко - «Своим долгом и важнейшей задачей я считаю придание земле останков солдат, честно выполнивших свой долг перед Родиной», П.Киселев -«…мне бы хотелось, чтобы были известны их имена, родные и близкие этих солдат знали место их гибели и захоронения», Ю.Иванов- «.. Найти солдатский медальон с заполненным бланком, прочитать имя и найти родственников», Ж.Павлова- «Захоронить останки павших и помочь людям, потерявшим своих близких в годы войны». Женя Павлова, участвовавшая в районном смотре художественной самодеятельности, посвященном Великой Победы на тему: «Прикосновение к войне», читая письмо благодарности от родственников поисковому отряду, плакала, потрясенная судьбой семьи павшего воина. Подруги ее похвалили, думая, что она так здорово сыграла. На что она серьезно ответила: «А разве возможно это сыграть?"

  В нашем отряде переплелись несколько поколений, здесь есть взрослые; студенты - бывшие ученики школы; старшеклассники и начинающие поисковики. Это сплоченный коллектив, в котором присутствует дружба, взаимовыручка, взаимопомощь. Старшие обучают младших премудростям выживания в полевых условиях, в приготовлении пищи на костре, заготовке дров,  как быть дневальным по лагерю.

  Члены поискового отряда «Воин» не только участвуют в «Вахтах Памяти», в поисково-разведывательных экспедициях, а также активно работают в школьном музее,  изучают военную историю, участвуют в различных  в семинарах-конкурсах, осуществляют шефство над историческими памятниками и воинскими захоронениями, принимают участие в поисково-краеведческих викторинах, изготовляют и ремонтируют поисковый и туристический инвентарь, ведут переписку с родственниками погибших солдат, осуществляют поиск родственников по найденным солдатским медальонам. Доброй традицией стало участие  ребят во всероссийской акции «Доброхотов».

фото 4

   У поискового отряда «Воин» есть своя поисковая форма, эмблема, собственная песня.

  Во всех этих мероприятиях, есть и другая сторона – встречи со старыми друзьями и новые знакомства, песни у костра, иногда до глубокой ночи, чемпионат по футболу, ежедневные фильмы в штабной палатке о войне, новые находки – всё это создаёт неповторимый колорит «Вахт Памяти» и притягивает к ней все новые и новые отряды.

    В поисковом движении есть свая статистика: количество поднятых солдат, прочитанных медальонов, найденных родственников, проводимых внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин. Но для нас есть и другая статистика: у скольких подростках смогло сформироваться  понятие и чувство патриотизма. Для нас важно, чтобы наши воспитанники сказали: «Я понял, что такое война»; «Я научился работать»; «Я первый раз в жизни готовил пищу и стирал»; «Я помог своему другу»; «Я поеду еще»

остальное фото

   Таким образом,  «Вахта Памяти - это педагогический феномен и серьезная молодежная политика, так как она воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит понимать цену  подвигам, совершенным нашими дедами и прадедами, наполняет сердца подростков верой в правое дело. Это мощный  инструмент для воспитания трудных подростков: они обретают смысл деятельности, понимают, что они нужны обществу, что их судьба небезразлична окружающим. Все те виды деятельности, которые включает в себя поисковая работа, способствуют становлению и развитию личности подростка. Это воспитывающее занятие, которым ребенок занимается добровольно, стремится к результату, хочет достичь поставленной цели. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, способствует объективной самооценке и саморегуляции поведения, позволяет каждому подростку реализовать себя как личность.


 

Адрес: 216290 г. Велиж, ул. Недоговорова, д. 15.      Телефон: +7-48132-4-21-80.      E-mail: veligshool2@yandex.ru