Дата обновления сайта: 14.03.2023

ДОСТУПНАЯ СРЕДА


INKL OBR

 

 МИР ОДИН ДЛЯ ВСЕХ!

 

   

 

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", локальными актами учреждения.

Работа по созданию доступной среды  и обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа организована по направлениям:

  • обустройство здания школы в порядке текущего ремонта и проведение ремонтно-строительных работ;
  • приобретение технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
  • организация альтернативных форм обслуживания детей-инвалидов;
  • утверждение Паспорта доступностидля инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
  • разработка адаптированных программ для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

В школе разработаны и реализуются адаптированные образовательные и рабочие программы для обучения лиц с ОВЗ (подробная информация размещена в разделе «Образование»). По мере возможности выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты.

В 2022-2023 учебном году в школе обучаются 4 ребенка-инвалида, из них 2 находятся на домашнем обучении. Всего детей инвалидов и лиц с ОВЗ - 12 человек: 1 человек – общеобразовательная программа (ДЦП), 11 человек - адаптированная образовательная программа.  

 

Реализуемые программы

Кол-во

Примечание

Образовательные программы начального общего образования

(адаптированные для лиц с ЗПР)

2 чел.

 

Образовательные программы начального общего образования

(адаптированные для детей с умственной отсталостью)

0 чел.

Образовательные программы начального общего образования

(адаптированные для обучающихся с растройствами аутического спектра)

1 чел. 1 - домашнее обучение

Образовательные программы начального общего образования

(адаптированные для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2-СИПР)

1 чел. 1 - домашнее обучение

Образовательные программы основного общего образования

(адаптированные для лиц с ЗПР)

0 чел.

 

Образовательные программы основного общего образования

(адаптированные для детей с умственной отсталостью)

6 чел.

 

Образовательные программы основного общего образования

(адаптированные для слабослышащих и позднооглохший детей)

1 чел.

 

 

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НЕМ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» ГОРОДА ВЕЛИЖА И ПРИЛОЖЕНИЕ ФОТООТЧЕТ

 

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

 

ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ (АХ), ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

 

 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

 

ИНФОРМАЦИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обеспечиваются учениками и учебными пособиями, имеют возможность пользоваться электронными ресурсами. Учебные классы оборудованы наглядными средствами обучения:  плакатами, картами, настенными иллюстрациями, визуальными инструкциями. Для проведения коррекционно-развивающих занятий  имеются дидактические наборы, различное сенсорное и игровое оборудование. Учебные классы  школы  оборудованы  мультимедийными установками (проектор, ноутбук).

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ФОТООТЧЕТ  

В 2015 году в МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа были проведены соответствующие ремонтно-строительные работы по созданию универсальной безбарьерной доступной среды для обучения детей-инвалидов:

  • входная группа в здание школы (лестница наружная, пандус наружный, входная площадка (перед дверью), входная дверь, тамбур),
  • путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации): коридор, пандус на 1 этаже;
  • туалетная комната;
  • оборудован кабинет инклюзивного образования, в котором проводятся консультации для детей и их родителей (законных представителей), коррекционные занятия с педагогом-психологом.
 

№ п\п

Предмет договора

Договор

Подрядчик

Фактические затраты

1

Создание универсальной безбарьерной среды (входная группа) здания

№ 25/15 от 23 июля 2015 г.

Научно-производственная фирма «Циклон»

188 223,3 руб.

2

Создание универсальной безбарьерной среды (пандус)

№ 26/15 от 23 июля 2015 г.

Научно-производственная фирма «Циклон»

99 249 руб.

3

Создание универсальной безбарьерной среды (ремонт класса)

№ 27/15 от 23 июля 2015 г.

Научно-производственная фирма «Циклон»

341 108,42 руб.

4

Создание условий универсальной безбарьерной среды (ремонт помещений сан. узлов)

№ 11 от 24 августа 2015 г.

Научно-производственная фирма «Циклон»

492 528, 3 руб.

 

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки отсутствуют. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ может быть предоставлено сопровождающее лицо.

Сменные кресла-коляски отсутствуют, при необходимости возможно заключение договора-аренды с социальными партнёрами.

В МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа созданы условия по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • самостоятельный вход на территорию школы осуществляется через центральный вход;
  • пандус находится слева от входа;
  • на входе установлена вывеска учреждения с режимом работы продублированная шрифтом Брайля;
  • первый этаж образовательного учреждения доступен для посещения и передвижения всех категорий инвалидов;
  • первый этаж образовательного учреждения оборудован санузлом для посещения всех категорий инвалидов;
  • на территории учреждения нет выделенной парковки для инвалидов. Инвалиды могут припарковаться на прилегающей территории.
  • Обеспечивается доступ к официальному сайту учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
  • Сотрудник, ответственный за сопровождение и оказание помощи инвалидам на объекте, а также ответственный за организацию работы по обеспечению доступности для инвалидов объекта организации: заместитель директора по АХЧ Гороховец Виктор Валентинович.

 

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ

Школа осуществляет питание детей в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с утвержденным примерным 10-дневным меню. Столовая расположена на первом этаже. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей горячей воды. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется. Предоставляется бесплатное двухразовое питание для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, выдача сухих пайков 2 обучающимся, находящимся на домашнем обучении. Подробнее...>>>

 

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа создаёт равные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Здание школы онащено автоматической противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатели выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной медицинской первичной помощи в школе функционирует медицинский кабинет. В школе работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Подробнее...>>>

 

 ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения контроля за выходом обучающихся и сотрудников в сеть Интернет в образовательном процессе установлен Интернет-фильтр. Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики (в компьютерных классах) и ежедневно в свободном доступе через сеть Wi-Fi. Подробнее ... >>>

Применяется альтернативная версия официального сайта образовательной организации для инвалидов по зрению.

Проведено дублирование графической информации об образовательной организации, в месте её нахождения, графике работы рельефно-точечным шрифтом Брайля.

 

 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ С ОВЗ

Для обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью необходимости в использовании приспособленных электронных образовательных ресурсов нет. Доступ инвалидов, обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях. В школе обеспечивается полное покрытие беспроводной связью. Подробнее...>>>

 

 ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Обучающихся с тяжелыми нарушениями зрения, слуха - нет.

Для обучения применяются следующие специальные технические средства:

  • мультимедийная установка (в каждом кабинете),
  • проекторы (в каждом кабинете),
  • интерактивные доски,
  • имеется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования,
  • имеется компьютерное оборудование, акустическая система, клавиатура с большими кнопками, кнопка компьютерная беспроводная, роллер,
  • создан компьютерный класс.

При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

 

 ИНФОРМАЦИЯ О НАЛИЧИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ОБЩЕЖИТИЕ, ИНТЕРНАТ

 Общежитие, интернат, жилые помещения для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 

 ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

 Общежитие, интернат, жилые помещения для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 

Паспорт доступности для инвалидов

В целях соблюдения требований доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, организации социального обслуживания и предоставляемых услуг, на основании заключения комиссии по проведению обследования здания МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа для инвалидов и других маломобильных групп населения утвержден Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа. На заместителя директора по АХЧ Гороховца Виктора Валентиновича возложены обязанности по организации работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, инструктажа персонала и контролю за соблюдением сотрудниками требований доступности для инвалидов в МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа. Утверждена Программа обучения (инструктажа) работников МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг. Утверждена должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктажа персонала в учреждении. 

 

Что такое инклюзивное образование?

   «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

   Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

  Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

  Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

   Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями

       Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?

    Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

         Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

  • ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»(далее — Закон).
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
  • Приказ от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
  • Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
  • Министерство образования и науки Российской Федерации Письмо от 11 августа 2016 г. N вк-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

        Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  • Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  • Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  • Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

      Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

 Прием лиц с ОВЗ в школу

       Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

      Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

      Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

       Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

        Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ

       Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

      Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

 

Что такое специальные условия обучения?

       Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

       Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

       Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

       Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

 

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

       Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

       Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

 

ДОКУМЕНТЫ/МАТЕРИАЛЫ

 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Информационно-справочная система поддержки непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ

2019-2020 учебный год 

 Международного проекта VIDEOUROKI.NET «Олимпиада по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

 

Руководитель: Григорьева А.В., учитель начальных классов.

*****

 

Международный конкурс по математике для детей с ОВЗ

«Математический сундук»

Руководитель: Банькова Н.В., учитель математики

*****


 

Адрес: 216290 г. Велиж, ул. Недоговорова, д. 15.

Телефон: +7-48132-4-21-80

E-mail: veligshool2@yandex.ru